Секреты узкого коридора

После публикации поста Песнь о Бигмаке начались вопросы к Лене по поводу “методологии” составления этих самых “технологических карт” готовки еды – оказывается, тема достаточно востребованная (и не только применительно к малолетним детишкам). Я уговорил Лену потратить еще некоторое время и подробнее рассказать именно про этот аспект. Ниже – ее авторский текст.


Г-н Журден: Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более
сорока  лет говорю  прозой.  Большое  вам  спасибо,  что сказали.

Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве.

Ну да, в начале 90х в провинции, где мы тогда жили, я представления не имела о технологизации типа Макдональдса – потом, вернувшись в Москву, увидела, поняла: мы шли одним путем, только масштабы несколько разные.

Но принципы, видимо, сходные: а именно: главное – создать максимально узкий коридор, не позволяющий уклониться от пути, ведущего к успеху 🙂

Например:

  1. Вся посуда, используемая для приготовления, строго нормирована: суп варится только в одной кастрюле (у нас было написано «в большой зеленой»), поджарка выполняется только в одной сковороде (остальные стояли в высоком шкафу), жидкости и сыпучие компоненты, кроме специй и соли, отмеряются только одной чашкой (у нас – «чашкой с коровой»), соль – одной ложкой (у нас – стандартной чайной, не «именной»/золотой/серебряной), со снятием «горки» ножом. По возможности, лишнее оборудование из прямой доступности убрать, чтобы не хватали что под руку попадет.

    Это уже потом, когда пошло «творчество», открыв кастрюлю, я могла точно определить, кто сегодня варил: если лапша за лапшой по кастрюле гоняется – это наша барышня готовила (она и в детстве от лишнего кусочка пирожного отказывалась), а если ложкой не провернешь и вкус такой же густой, и морковка звездочками порезана – это средний варил – «мечтатель-хохол»  🙂

  2. Используется максимум маркировок. На кранах плиты – деления, определяющие интенсивность горения; на пачках с маслом – разметка по граммам; Таймер!!! Тогда просто пишешь: «Кран плиты на максимум до закипания; после закипания – на «2» на 20 минут». И Картошка точно сварится!
  3. Все овощи и мясо режутся единообразно: если указано «кубиками», то это 1.5 х 1.5 х 1.5 см, соломкой – это 1 х 5см и т.д. А капуста режется по одному листу.
  4. ОЧЕНЬ здорово заранее сделать заготовки вроде того, к чему несколько лет спустя пришли массовые производители – смесь специй, исходя из традиций семьи (у меня была смесь для овощного супа из самосушенных укропов-петрушек-сельдерюшек и еще смесь муки и соли для жарки рыбы). КСТАТИ, именно поэтому мне очень нравится Лёнина панировка: баночка ОДНА, легкая\компактная и нет возможности ошибиться: к рыбе прилипнет всего ровно столько, сколько надо 🙂
  5. Всегда проблемно, отслеживая свои действия для описания, поймать себя на всяких тонкостях, которые делаешь, не задумываясь, по умолчанию, часто не отдавая себе отчета. А потом решить: это важно и нужно формализовать – или это вообще не обязательно, и нечего засорять пространство «чайника» лишней информацией. Но если важно – обязательно прописать, типа: «…. Разогреть масло. Заложить лук. Перемешивать со дна 1 раз в минуту…» Понятно, что все не запишешь (слишком многомерно получается), какие-то вещи отрабатывали в игровом режиме отдельно – вроде степени уваренности сиропа (ну, это уже позже, когда мои гаврики разошлись не на шутку) – это когда капаешь капельку с ложки на блюдце (в оригинале – на ноготь большого пальца) и она не растекается. Или еще: у меня один сын очень тонко разбирался в оттенках – он контролировал степень зажаренности лука 🙂
  6. Еще очень существенно – форма описания. Я вот писала, что по ночам переводила словесные «линейные» описания в сетевые графики – это супер, но почему-то это не делают никакие кулинарные книги. А вот если у тебя процесс по времени разбит на дискреты, да еще раскрасить в разные цвета, то «чайнику» сразу видно, что у него одновременно кипит картошка в супе, жарится лук с помешиванием через 1 минуту, режется капуста квадратиками 1.5 х 1.5 см. Т.е. тут тебе и чек-лист – НАГЛЯДНО!
  7. Понятно, что какими-то тонкостями пренебречь приходится. Сколько я «любимых песен» кулинарных удавила – не счесть! Увы, через много лет, когда у меня появилась возможность вернуться (иногда) на кухню, я обнаружила, что многие ценные автоматизмы, которые давали очень вкусные результаты – утрачены…..
    Зато старший из троицы при встрече на моей кухне не преминет сказать сестрице, что первое «овощное рагу» он сварил для нее в 5 лет вот в этом маленьком ковшике. И она его съела, и до сих пор жива 🙂

В общем, на мой взгляд, сумма плюсов и минусов положительная. Рекомендую!

This entry was posted in Coocking, Useful and tagged , , . Bookmark the permalink.

3 Responses to Секреты узкого коридора

  1. Alexander says:

    Интересно, спасибо, я в общем то не плохо готовлю, когда мне было лет семь, летом, мама стала меня приучать готовить, поначалу самые простые блюда, яичница, салат из овощей, сварить картошку, позднее пошли и более сложные, супы-щи, жаренная картошка и т.д. До жесткой технолизации дело как то не дошло, учила на собственном примере, я пытался повторять и как то втянулся. Впервые с детальным описанием процесса приготовления пищи я столкнулся в зрелом возрасте у Похлебкина, а позднее у Сталика Ханкишиева.

    • Елена says:

      Александр, меня тоже слегка поучивали в детстве. В результате, правда, я к выходу из родительского дома так и не научилась готовить полностью какие-нибудь сложные блюда, хотя на пару с папой мы регулярно, оставаясь вдвоем, готовили стандартный “хохляцкий набор”: большую кастрюлю борща + штук 20 больших- с ладонь – картофельных зраз с мясом, на неделю. Не научилась, потому что нужды, в общем, не было. А с моими гавриками все было принципиально иначе: они ОЧЕНЬ быстро поняли: если мама сказала, что больше она не будет готовить/стирать/гладить,….продолжите сами, – то она действительно не будет, и спасение голодающих – дело рук самих голодающих. Что же касается кулинарных описаний у Похлебкина и Ханкишиева (специально сейчас заглянула в Похлебкина, все верно) – то у них в самом деле очень подробно, но совсем в другом духе – никаких тебе технологических схем и сетевых графиков – искусство! А вот к моему подходу, пожалуй, ближе всего чУдная книга, которая на следующем этапе стала справочником для моих детей, под названием “Рациональное питание военнослужащих” – там, по крайней мере, все очень нормировано, и всегда можно найти, сколько минут варится круглый рис на размазню, сколько длиннозерный на гарнир, какие нормы закладки/заливки и сколько граммов растительного масла в столовой ложке. Еще я с благодарностью вспоминаю нашу соседку Бабу Фаю, которая в юности мне – начинающей жене-хозяйке – дала совет, которым я пользуюсь по сей день: соли клади в любое блюдо из расчета 1 чайная ложка на 1 литр объема (манной каши, мясного фарша,….) – почти наверняка не ошибешься.

    • Даже в каком-то смысле завидую… Меня мама практически не учила (да ей и не до того было), а интерес у меня всегда был. Зато с детства начал играться с разными “фантазийными” штучками – чаще гадость получалась, конечно, но иногда и отдельные интересные вещи 🙂

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *